Понедельник, 19.11.2018, 16:48
Приветствую Вас, Гость

КОНКУРСНЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Ь- ТАЛАНТЛИВАЯ БУКВА”

( 1 класс (1-3) общеобразовательной школы )
Из опыта работы учителя нач. классов средней школы №5 г. Великие Луки Северин Ольги Ивановны
- Великие Луки -



Тема:

Ь - ТАЛАНТЛИВАЯ БУКВА

Цели и задачи: Совершенствование знаний о мягком знаке, классификации гласных и согласных букв и звуков, их роли в речи, знакомство с новой ролью мягкого знака - разделительной.
Мобилизация речевой активности, развитие фантазии, поиск многовариантности ответов.
Умение работать в коллективе дружно , слаженно, воспитание уверенности в себе.

У учащихся:

Рабочие листы на печатной основе, листы линованые.

У учителя:

Учебные таблицы ОУ1. Соболевой " Обозначение твердости и мягкости согласных звуков с помощью гласных букв ”, " Разделительный мягкий знак. ”
Таблица — опора для развития внутренней визуализации.

Орг. момент:

Аудияльный якорь ( настрой на голосучителя )

Метафора "Самолетик”

(на формирование чувства уверенности )
звучит фонограмма "Хорал "И.С. Баха

Я хочу рассказать вам одну историю, или вернее , сказку. Или, пожалуй , так. Я хочу рассказать вам од сказочную историю. Поэтому устраивайтесь поудобнее и позвольте себе просто слушать, видеть, чувствовать историю.
Итак , я начинаю. Жил-был маленький самолетик, который хотел научиться летать. Он стоял на земле и смотрел, как большие самолеты кружатся в небе, выписывая замысловатые узоры. И ему тоже очень хотелос так же легко и правильно, как другие. Но он почему-то считал, что никогда не сможет научиться этому. И ему было очень обидно плохо летать.
Иногда даже другие самолеты поддразнивали его Эх, ты! Все умеют , а ты нет . Это же так просто! Лет нами!” " Вам — то просто , а я не могу!” — грустно думал самолет.
Однажды самолетик увидел в небе облачко, которое его вдруг спросило:” А почему ты не летаешь?” " У меня не получится, не хочу даже пробовать " — ответил самолетик.
" Понимаешь, - вдруг снова заговорило облако , - сверху гораздо легче видеть все вещи и охватить их смысл... чем стоять внизу на одном месте. Также дело обстоит и во многих других областях жизни. Это относится даже к знакам на бумаге. Отдельные значки состоят из маленьких кружочков, палочек и изогнутых линий. И их очень легко нарисовать. Вместе они составляют слова — узоры. И самолетику самому захотелось нарисовать узоры, он представил, как здорово получается. Потом разбежался, взлетел именно так, как предста. Он летел все выше, легко и свободно, а за ним оставались облачка — следы. Как буквы.

Знаете , что прочитали те, кто стоял внизу? " У меня получилось!” С тех пор самолетик летал все увереннее, писал все новые слова на небе, выполнял самые сложные упражнения. А потом вырос и с улыбкой вспоминал то время , когда еще не умел летать.
Давайте и мы посмотрим на наши тетрадки [листы). Белый лист чистый , как небо. А сейчас на нем поя узоры - буквы. Красивые — красивые, легкие и изящные. И у каждого будет получаться, потому что вы все оче хотите этого. ( Посадка!)
Итак , запишем: 25 апреля.
Классная работа.
Кто записал , погладьте свои ручки, они справились с заданием.

Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.

( ниточки к понятиям, изученным ранее)

Мобилизующий этап:

Мы занимаемся русским языком. Хорошо, что вы относитесь к буквам, как к друзьям. Вы добрые дети, жители волшебной страны языка не боятся открывать вам свои секреты. А что же наш самолетик? Полетаем вместе...
Что замечаете ? Узнаем, как сыщики , какая буква спряталась? (Ю)
Что общего у всех этих букв ? ( гласные)
Как отличить гласный звук от согласного (ответы детей).
Гласный звук летит , как птица,
Он преграды не боится!
Чистым голосом рожден,
Речь певучей сделал он.
Осторожно! Звуки и буквы ужасно не любят, когда их путают. От этого они перестают понимать друг друга. Многим согласным буквам нелегко, ведь они обозначают сразу 2 звука: твердый и мягкий. Хорошо, хоть не сразу , а по очереди. Им обязательно нужно помочь.
м н
м н
м н
Согласная буква одна , ей трудно: она не может сама сказать, мягкий звук или твердый обозначен ею в каждом случае. На помощь пришли гласные. Разделились на 2 команды — поровну. Как пальцы на руках. Ведь главное, чтобы во всем была справедливость. Пяти гласным больше нравятся мягкие согласные , а другим пяти — твердые. Каждая выбрала дело по душе.
Запишем: Гласный звук летит, как птица!
В каких словах есть мягкие согласные? Подчеркните эти слова. А кто помог ? (Гласные).
Предъявление учебной таблицы
О.А. Соболевой

" Обозначение твердости и мягкости согласных звуков с помощью гласных букв. ”

Художник, рисуя , играл с ребятам. Поиграйте и вы.

Внимание! Во время игры спросите:

С какой согласной буквой играет художник ? ( С буквой "р ”)
В каких персонажей превращается эта буква на левой и на правой половине рисунка ? (Это мальчик, играющий в дрессировщика, и храбрый рыцарь.)
Какие два звука может обознаать эта буква ? ( Звуки р и р) Где они на рисунке?
Как художник тремя разными способами показал , что это звуки , а не буквы? (Транскрипционные скобки , апостроф и расходящиеся звуковые волны.)
Как с помощью цвета ( цветовой гаммы ) художник изобразил мягкость и твердость согласных звуков?
Как солнышко помогло художнику рассказать о мягкости согласного?
Кто из гласных букв любит мягкие согласные звуки , а кто предпочитает твердые? Как вы это узнали , рассматривая рисунок?
Какие именно гласные буквы активно участвуют в происходящем ? (Буквы "Л”и "Я”). Где и как художник обращает на них наше внимание? (Выделение цветом , платочки.)
В каких словах на рисунке есть выделенные слоги? Зачем они выделены ? ( Это примеры к данной теме.)

Постановка цели занятия.

Мы сейчас занимались повторением, а кто же подскажет тему урока? До нее надо добраться. Может быть, вот эти слова ? (Предъявить набор слов)
Карась , апрель, яблонька, альбом, пальцы, лошадь.
Что общего?
Что различного ? (Разделим на две группы: по количеству слогов, по местонахождению мягкого знака) Запишем сначала слова с мягким знаком в конце слов.(Записывают)
Какова роль мягкого знака в этом случае?
Подчеркнем согласную двумя черточками (как на мягких подушечках ) , а сам мягкий знак одной черточкой .
Запишем остальные слова .
Какую роль выполняет мягкий знак? Какой из двух согласных произносится мягко?
Какой вывод можно сделать?
Мягкий знак — талантливая буква!
Переверните свои листочки . Прочитаем тему хором. Погладьте мягкий знак .
А что же такое слово талант? (Одинучащийся ищет слово в толковом словаре.)
Физ. минутка Если мягкий знак нужно писать в середине слова — хлопните , а в конце — присядьте. Ну а нет мягкого знака - покажите пальчиками ловушку (л).
Тень , школьник, палка , боль , пилка, борьба, зверьки , уголки, плыть.
Здорово! Предлагаю поиграть.
Игра " Четвертый — лишний” Лень, тень, лень, играть.
Шить, читать, жить, совесть.
Горький, сильный, пень, большой.
Листик, сосулька, зонтик, ДОЖДИК
Минутка чистописания ( Дети обводят текст на рабочем листе , звучит фонограмма из "Детскотеки” Гладкова).
! посадка
Кто уже написал , играем с кнопочкой внимания (Дети нажимают большим пальцем одной руки центр ладошки на другой руке.)
Работа СО словами (Нарабочем листе, предъявлен набор)
Покажите пальчиками , сколько слов вы нашли с мягким знаком на конце слова. Сколько в середине .
( В свободной рамочке рабочего листа рисуем вместе ассоциацию "Роль мягкого знака — смягчительного. " Фото из жизни. Кто нарисовал — кнопочка внимания.

Работа СО вторым правилом листа " ЧК, ЧН... без мягкого знака” На рабочем листе предъявляется
мягкий знак в окружении этих сочетаний.
Какое интересное правило! Но что-то здесь не так (Ребята догадыва¬ются , что мягкий знак здесь надо зачеркнуть . Зачеркивают.)

Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных данных.

Все! Никаких правил! Превращаемся в волшебников и отправляемся весной кататься на горку. (Рассматриваем 3 правило рабочего листа. Упражняемся в произношении согласных и гласных звуков, разделенных мягким знаком. Ассоциация — горочка. )
А где вы сами на этой картинке ? А как вы здесь оказались? (Мы сами участвуем в образовании звуков речи . Наш язык приподнимается — отсюда горочка .) Когда произносишь слова с разделительным мягким знаком , то словно взбираешься на горку , потом съезжаешь с нее, вот так. (Вместе показываем руками.) Слова хотят прокатиться , с мягким знаком подружиться .
Коля — колья , полю - полью , семя — семья.
Посмотрите , из-за одной буквы изменилось все слово. Мягкий знак — не пустое место.

Первичная проверка понимания

Прочитаем ясно и четко пары слов. Почувствовали разницу? Как ведет себя наш язычок? Расскажите про горку . В каких словах она есть ?
Что это за горка и откуда она берется — секрет! Этот секрет я строго храню и доверяю его только тем, кто уже многому научился . Вам тоже его когда-нибудь доверят, а пока давайте еще покатаемся. ( На рабочем листе предъявляется следующий набор.)

Организация усвоения способов деятельности путем воспроизве

дения информации и упражнения в ее применении.
Когда услышите и увидите слова с мягким знаком разделительным ( слова катаются с горки ) , у кого-то в голове пусть ярко —ярко вспыхнет лампочка — сигнал ( У визуалов), кто-то в этот момент услышит звон колокольчика (Аудчалы), кто-то почувствует , будто на ладонь снежинка упала, махонькая, ледяная (Кинестетики) Подчеркните разделительный мягкий знак.

Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на освоенных ранее знаний и умений.

Подчеркните все слово , в котором есть мягкий знак , но прокатиться с горки не получается , потому что в нем мягкий знак — не разделительный. (Тот же текст рабочего листа)
Шить , ВИТЬ, ЛИТЬ, ПИТЬ (предъявление нового набора слов )
Сделайте в этих словах мягкий знак разделительным. ( шью, вью, лью , пью.)
В каком слове мягкий знак не показатель мягкости согласного . Почему?

Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний

Предъявление таблицы О.Л. Соболевой "Разделительный мягкий знак”

• Кто стоит на горке ?

Почему под одной из инструкций висит замок ? Какая буква есть во всех словах, перечисленных в этой инструкции ?
Почему мягкий знак в этих словах называют разделительным?
Почему у согласных букв 6, к, в, п такое выражение на лицах?
Куда бегут согласные буквы т и л ? Для кого собирает цветы буква р ? Почему они так радуются?
Какие слова могут получиться , когда буквы т,л и р встретятся с гласными, к которым они спешат? (Любые примеры со слогами тя, те, тё, ли, ля, лю, ре, ри и Т.д.)
Какие гласные буквы не живут в домике по правую сторону от горки? ( а, о, э, у, ы) Может ли перед ними в каком —нибудь слове появиться наш дракончик?
(Конечно,нет!)

Контроль за результатами учебной деятельности , осуществляемый учителем и учащимися; оценка , значимость . Итог.

Мягкий знак — талантливая буква. Давайте сыграем барабанную дробь в его честь. А теперь в воздухе нарисуем след , который оставил бы самолетик , умеющий очень красиво рисовать узоры. А нарисуем мы - мягкий знак. Чем занимается мягкий знак, давайте повторим (Ответы детей)
Похвалить работу детей поименно. Отметить хорошую работу.
Похлопайте себе, ведь вы тоже талантливы, раз так много смогли за урок сделать .
( Снова обращаемся к рабочему листу. Б последней рамочке - ? Почему?)
Но ведь мы, ребята, познакомились далеко не со всеми талантами мягкого знака.
Поэтому последний кадр в его альбоме — пустой. Место в альбоме — свободно . До встречи с мягким знаком.

БИБЛИОГРАФИЯ

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.
1 класс — М: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС , 1999-144с
Учебная гимнастика: Двигательные упражнения для успешной работы в школе — М.: Просвещение , 1996 — 31с
Интенсивный курс повышения грамотности на основе НЛП. Учебное пособие — М Совершенство , 1997 — 224с ( Серия "Практическая психология в образовании.”)
Обучение детей с учетом психофизиологии. Практическое руководство для Учителей и родителей. — М : ТЦ "Сфера”, 2000-128с
Русский язык : Методические рекомендации к экспериментальному учебнику для нач. школы - 2-е изд. СПб Петербургская Новая Школа ,1999 - 164с
Бакулина Г.Л. Баллитер Э. Павлова Н.А. Сиротюк А.Л. Соболева О.Л.
Подберите ключ к обучению своего ребенка ( Пер. с англ.; Худ. Обл. М.В. Драко Мн.: ООО "Попури”, 1998 - 240с: ил. - ( Серия " Живи с умом”)
Фуллер И.
Авторский сайт О.Л. Соболевой : Е. — ma;L;olgasapbox, ttn.rv Internet: http: //new me thod. Da.ru.