Понедельник, 19.11.2018, 16:42
Приветствую Вас, Гость
Открытый урок по русскому языку во 2 классе «И у слов есть родственники!» при изучении темы «Родственные слова.Корень слова» ЯН

Выполнила:

Северин Ольга Ивановна, учитель начальных классов
Москва

2008


Цели и задачи.
Учебные:
- Подготовить учащихся к изучению темы «Состав слова».
- Повторить изученный материал.
- Ввести понятия «корень слова», «однокоренные слова». Воспитательные:
• Создание благоприятной комфортной обстановки для сохранения психического здоровья детей, накопления положительного эмоционального опыта.
• Развитие эмоционального интеллекта, создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательности и открытого общения для облегчения процесса совместного обучения.
Виды работы:
• групповая,
• фронтальная.
Методы работы:
• вербальный,
• ролевая игра,
• наглядно-образный,
• эвристический,
• письменный опрос.
Материалы и наглядность:
• жетоны и вопросы для повторения теории.
• изображение слова ДОМ.
• индивидуальные листочки для письменного опроса.
• комплекты дид. игр.: «Острова родственников», «Телефон», «Найди лишнее».


Введение в новую тему.
Удивитесь, наверное, но слова на Земле живут семьями! В семье у всех слов есть что-то общее, потому что они родственники.
Давайте запишем первую мысль. (На доске и в тетради.)
*Слова на Земле живут семьями.
• Докажите, что это предложение.
• Сколько слов в предложении?
• Найдите грамматическую основу.
• Части речи.
• Собственное имя существительное, сущ. во множественном числе...
• В пятом слове определите количество букв и звуков.
- Эмоциональная зацепка введения в новую тему.
• Однажды слово ДОМ ушло гулять и заблудилось. Сидит на картинке, как бездомный котенок, и вспоминает про домашний уют.
Помогите слову, найдите родственников!
Учитель снова читает фразы, демонстрирует рисунок, дети хлопают в ладоши, когда, по их мнению, произносятся слова-родственники.
Почему именно они? Выписать.
*Дом - домашний, бездомный,...(Придумать еще свои).
Что общего у этих слов?
• ОБЩАЯ ЧАСТЬ (-дом-);
• ОЩИЙ СМЫСЛ.
Такие слова называются родственными. ОБЩАЯ ЧАСТЬ (показ обозначения) родственных слов называется КОРНЕМ. Поэтому родственные слова еще имеют другое название - ОДНОКОРЕННЫЕ.
Давайте придумаем счастливый конец нашей истории.
- Закрепление нового материала.
Выход на игру:
Физ. минутка « Принц Неслышимка» (Автор К.Фопель.)
А) Дидактическая игра «Семейка».
(раздать карточки по рядам, работа в мини-группах. Найти лишнее слово, у родственных слов найти и выделить общую часть - корень, общий смысл.)
• Горный, горка, горе, горняк, горочка, гористый.
• Вода, водичка, водяной, водитель, водолей, водный.
• Радость, обрадовался, радуга, радостный.
Вывод: Бывает, внешне слова похожи, а смысл у них совсем разный. Тогда никакие они не родственники! Мало ли кто на кого похож!
Повторим признаки РОДСТВЕННЫХ СЛОВ.
Б) На отдельных листочках - индивидуальная проверка первичного
восприятия новой темы: придумать и записать как можно больше родственников с корнем - ДОБР-. Зачитываем.
В) Дидактическая игра: «Острова родственников».
Раздать карточки всем ученикам по одной. На полу в разных концах кабинета расположить «домики»-газеты. Как можно быстрее собраться своей семейкой в одном из домов, доказать, что правильно сделали вывод.
(морковь, Морозко, морковка, морковочка, заморский, море , морс, морсик, моряк, мороз, морской, морозный, морозить ,морозилка).
Г). Дидактическая игра «Телефон».
Водящий получает карточку,
поворачивается спиной к группе учащихся, у которых тоже карточки со словами. По кивку учителя ребята по очереди называют свое слово, водящий отгадывает по голосу говорящего и определяет, является ли его слово родственным к его надписи.
- Побелка: белый, белизна, белок, белка, белить.
- Мелкий: мель, мелочь, измельчить, мел.
- Лес: лесной, лесник, лесовичок, перелесок, лестница, лесоповал.
• Итог. Что понравилось на уроке?
Что повторяли?
Что узнали нового?
Закончите хором мои фразы:
- Слова, имеющие общую часть и общий смысл ^ РОДСТВЕННЫЕ.
- Общая часть родственных слов - ^ КОРЕНЬ.
Эмпатическое упражнение: «А что общее есть у вас?»
- Кто прекрасно работал весь урок?
- Кто старался?
- Кто считает, что мы удачно поработали?

- Закончим урок аплодисментами. (Позитивный настрой на будущее!)


Приложение

«Теоретические вопросы для повторения»

1. Из чего состоят предложения? Что такое предложение?
2. Как отличить гласный звук от согласного?
3. Сколько гласных звуков? Перечислите.
4. Сколько гласных букв? Перечислите.
5. Почему гласных звуков меньше , чем гласных букв?
6. Парные согласные звуки.
7. Непарные звонкие согласные звуки.
8. Непарные глухие согласные звуки.
9. Согласные буквы, всегда обозначающие твердый звук.
10. Согласные буквы, всегда обозначающие мягкий звук.
• Гласные первого ряда.
• Гласные второго ряда.
13. Что мы знаем об имени существительном?
14. Что мы знаем об имени прилагательном?
15. Что мы знаем о глаголе?
• Какие еще части речи мы знаем? Приведите примеры.
• Когда позиция гласного и согласного звука считается слабой? Приведите примеры.
• Как проверить безударный гласный в слабой позиции? Примеры.
• Как проверить парный согласный в слабой позиции? Примеры.

Список литературы.


- Баллингер Эрих. Учебная гимнастика: Двигательные упражнения для успешной учебы в школе. - М.: Просвещение, 1996. - 31 с.
- Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы.: Книга для учителя. - М.: Просвещение; АО «Учебная литература», 1995. -208 с., ил.
- Литвак М.Е. Психологическое айкидо: Учебное пособие / М.Е. Литвак.
• Изд. 9-е. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. - 207 с.
- Лютова Е.К., Мокина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. - 190 с., ил.
- Соболева О.Л. Русский язык: Методические рекомендации к экспериментальному учебнику для начальной школы - 2ъе изд. - СПб. Петербургская Новая школа, 1999. - 164 с.
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Мой первый экзамен по русскому языку. Пособие для нач. школы. - М.: «АКВАРИУМ ЛТД», 2000. - 208 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / пер.с нем.; в 4-х томах. Т.2. — М.: Генезис, 1998. - 160 с., ил.
- Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: практическое пособие / Пер. с нем. - М.: Генезис, 2001. - 240 с.: ил.